Культура старообрядцев
Шедевр устного и нематериального наследия человечества
В центральной части Бурятии, недалеко от её столицы Улан-Удэ, расположен Тарбагатайский район.
Примечателен он в первую очередь уникальной культурой местного населения — потомков сосланных из Польши старообрядцев, прибывших в Бурятию во второй половине XVIII века.
Наиболее полно их быт представлен в селе Тарбагатай, являющимся также районным центром.
Здесь таких староверов называют семейскими, ведь, в отличие от каторжан, их ссылали в Сибирь целыми семьями.
СЕЛО ТАРБАГАТАЙ
одно из крупнейших старообрядческих сёл в Забайкалье
Находится в 65 км от Улан-Удэ.
ННеобычное название Тарбагатая образовано от бурятского «тарбаган» — это слово означает «сурок»; в палевых степях и каменистых сопках, раскинувшихся вдоль полноводной могучей Селенги в самом деле обитает много этих забавных зверьков, сейчас занесённых в Красную книгу России.
Семейские среди местного населения известны как трудолюбивые и очень чистоплотные люди, ревностно хранящие свои традиции; даже их говор, хранящий отголоски польского, белорусского и украинского языков, отличается от речи обычных русских сельчан, а ухоженные добротные избы выкрашены в яркие масляные краски и украшены искусной резьбой.
Любой желающий поближе познакомиться с наследием семейских может посетить МУЗЕЙ ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ И БЫТА СТАРООБРЯДЦЕВ ЗАБАЙКАЛЬЯ, сохранивший память о тех временах, когда 250 лет назад сосланные за тысячи километров от дома, «за Урал», староверы осваивали и облагораживали, практически с нуля, суровые бурятские степи и леса.
Талантливые земледелы, они смогли превратить неплодородную почву в богатые пашни, о чём свидетельствуют многочисленные инструменты, станки, телеги и сельскохозяйственные орудия, составляющие уникальную коллекцию музея.
Помимо этого, посетители могут лучше ознакомиться и с бытом семейских, оценив предметы их домашней утвари и сохранившиеся одежды, в том числе и шёлковые — проходивший через деревни старообрядцев Великий чайный путь позволял местным красавицам ходить в весьма специфичных для простых обывателей сибирской глубинки вещах.
Отдельный интерес из себя представляет палеонтологический паноптикум, в котором собраны останки мамонтов и древних носорогов.
Также в музее можно приобрести красивые сувениры ручной работы, выполненные местными мастерами.
ХРАМ ВОЗДВИЖЕНИЯ
КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Недалеко от музея есть аккуратная однокупольная каменная церковь, построенная в 2002 году, но хранящая в себе куда более старинные иконы и фолианты, привезенные переселенцами из далекой Речи Посполитой ещё в XVIII веке.
Ещё одним примечательным объектом культуры семейских является село Десятниково, считающимся одним из самых красивых сёл в стране.
Здесь в полной мере представлены архитектура и убранство домов староверов — вдоль аккуратных улиц стоят ухоженные красочные избы с расписными воротами и резными наличниками, а также есть небольшой музей с воссозданной внутри обстановкой типичного дома старообрядцев.
В мае 2001 года во Франции ЮНЕСКО провозгласили духовную культуру семейских, богатую необычными песнями с уникальной техникой многоголосого распева и фольклором, «Шедевром устного и нематериального наследия человечества».
ГОРА «СПЯЩИЙ ЛЕВ»
или «Арсалан-хада» по-бурятски
Вживописной местности под названием Жарчиха, известной своими красивыми видами на реку Селенгу с её простирающимися вдаль таёжными хребтами и величественными скалами, находится гора «Спящий лев» или «Арсалан-хада» по-бурятски. Также есть название Омулёвая сопка, в честь легенды, по которой здесь когда-то обитало много омуля.
Более известное название обусловлено очертаниями горы — если смотреть на неё с определённого ракурса, то обрывистые каменные выступы в самом деле напоминают львиную голову, а обратный, пологий склон, покрытый травой, представляется туловищем уснувшего зверя.
Буряты тоже считают гору «Спящий лев» священной — сосны, растущие на вершине, увенчаны цветными ленточками («залаа»); так верующие выражают своё почтение к духам местности («бурханам»), просят у них защиты.
Чтобы подняться наверх, достаточно пройти несколько минут по деревянной лестнице, оборудованной площадками для отдыха во время подъёма.
Этот природный памятник, находящийся рядом с дорогой, ведущей в Тарбагатай, имеет и историческое значение: по поверьям, святой мученик протопоп Аввакум, следующий в Даурскую ссылку, в своё время проходил именно здесь. По другую сторону от трассы, на сопке меньшей высоты, расположен каменный крест, посвящённый 250-летию заселения Забайкалья старообрядцами. На нём можно прочесть табличку с цитатой протопопа Аввакума из его жития: «Сице аз протопоп, Аввакум, верую, сице исповедаю, с сим живу и умираю».
СВЯЩЕННАЯ СКАЛА
«БУХЭ-БАТОР»
Может одарить боевым духом и волей к победе
Не доезжая до «Спящего льва», можно повстречаться с самим хранителем Селенги, одним из божеств «Тринадцати Северных Хатов» — Бухэ-Батором, воином, что может одарить боевым духом и волей к победе (слово «батор» в переводе с бурятского означает «богатырь»).
ВГлядя на скалу «Бухэ-Батор», можно разглядеть силуэт сидящего на троне человека. Рядом с этой каменной фигурой на протяжении веков проводятся шаманские обряды; прихожане, обычно спортсмены и сотрудники силовых структур, просят силы и решительности для своих свершений.
Здесь проводятся и ритуальные подношения особой пищей и даже жертвоприношение бараном, а шаманы, приверженцы тенгрианства, молят об удаче у неба и четырёх сторон света.